Известно, что любая психическая деятельность осуществляется благодаря работе всех зон головного мозга. А знание того, какие участки мозга работают, когда человек выполняет ту или иную деятельность, является центральным местом в нейропсихологическом подходе. Нейропсихология детского возраста занимается исследованием формирования и развития психической сферы ребёнка в процессе его развития. К сожалению, в последнее время растёт число детей, имеющих проблемы в психическом развитии. Причинами, повлёкшими такие проблемы, могут быть поражение ЦНС ребёнка в перинатальный период, патология родов, развитие патологий нервной системы в первые три месяца жизни и так далее. На сегодняшний день нейропсихология детского возраста предлагает комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление причин аномального развития и своевременное принятие мер. Обычно при поражении высших психических функций нарушаются такие психические и когнитивные процессы, как речь, восприятие, мышление, активное внимание, виды мнестической деятельности. Иногда изменения касаются личности ребенка, страдают его эмоции. Особенно ярко могут проявляться нарушения головного мозга в двигательной и сенсорной сфере. Детский нейропсихолог разрабатывает индивидуальные программы для работы с проблемными детьми, проводит психокоррекционные занятия при задержке психического развития, помогает родителям определиться, с какого возраста лучше отдать ребёнка в школу, определяет уровень его развития. Причинами, побуждающими обратиться за помощью к нейропсихологу, являются: гиперактивность, неусидчивость или чрезмерная вялость ребёнка; различные двигательные нарушения (недоразвитие моторики, повышение или снижение тонуса, моторная неловкость); недоразвитие психических и когнитивных процессов, таких как память, восприятие, внимание, мышление; трудности при обучении письму, счёту, а также если у ребенка трудности в развитии речи.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Например, мирный и ласковый плеск волн снимает психическое напряжение, успокаивает. 

Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.  С помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Музыкально терапевтические методы подбираются индивидуально, и включают в себя пассивную музыкотерапию(слушание песен, музыки), активную(инструментальная игра ,пение и интегративная (комплексная: рисование под музыку, музыкальные игры и тд).

Hand-терапия

"Рука - это вышедший наружу мозг человека". (И.Кант). 

Hand-терапия – это развитие мелкой и крупной моторики рук. Развитие у детей опорной функции рук, стимуляция ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания, формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук, памяти и внимания, творческого воображения, мышления, речи и глазомера; обучение ловкости, ориентировки в пространстве; развитие правильного звукопроизношения и фонематического слуха; воспитание усидчивости, аккуратности, умению работать в коллективе и индивидуально - все эти задачи решаются с помощью развития мелкой моторики рук. Рука является одним из наиболее специализированных органов, используемых в нашей повседневной жизни. 

Hand-терапия направлена на детей, которые учатся координации, развивают речь, на снижение или повышение мышечного напряжения рук, на детей по старше, которые испытывают трудности с письмом, тактильными ощущениями или имеют проблемы с координацией движения обеих рук. Занятия имеют положительное влияние на общее развитие ребенка. Включая этот вид коррекционной программы в занятия по музыкотерапии, можно очень успешно стимулировать развитие координации движений, мелкой и крупной моторики, ритмики, формирование манипулятивной функции рук. Известно, что нарушение тонуса в мышцах верхнего плечевого пояса способствует возникновению функциональных блокад в суставах конечностей. Это ограничивает подвижность не только самого сустава, но и окружающих его мышц, сухожилий и связок, а также ограничивает работу мелкой и крупной моторики. Постепенно во всех этих тканях нарастают дистрофические изменения, ухудшение питания, что приводит к укорочению пораженных мышц, возникновению контрактур. 

Консультации психолога по эрготерапии

Эрготерапия помогает детям и взрослым в максимально возможной степени улучшить, научить или восстановить способность к самостоятельности в быту. Специалист занимается с детьми от 1 года и старше. На занятиях происходит развитие тактильной чувствительности, интеллекта, зрительных и слуховых анализаторов. Так же происходит сенсорно-моторная коррекция. Эффективность эрготерапии наиболее значимая при занятиях с детьми с диагнозом ДЦП или другими видами неврологических и ортопедических нарушений и отставаний в развитии. Эрготерапия – это целенаправленная, необходимая деятельность, направленная на решение какой-либо задачи, которая помогает улучшить двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические функциональные возможности. С помощью специалиста по эрготерапии ребенок учится жить полноценной жизнью в соотвествии с желаниями, потребностями в окружающей его физической, социальной и культурной среде. Специалист расскажет, как сформировать безопасную среду для пациента в квартире так, чтобы было удобно жить и развиваться. Специалист составляет индивидуальную программу исходя из физических возможностей ребенка, факторов окружения и ставит определенные задачи для достижения цели.

Фитболтерапия

Фитболтерапия с использованием специальных мячей, соответствующего размера для каждого человека. Эта программа занятий забавна и безопасна и была разработана специально для увеличения эффективности упражнений развития координации и гибкости, исправления осанки. Использование мяча во время занятий поможет детям снять нагрузку с позвоночника, восстановить правильную осанку тела, укрепить мышцы туловища, предотвратить возникновение болей в спине, поднять мышечный тонус, развить силу и выносливость мышц. Использование мяча добавит новую струю в традиционную оздоровительную физкультуру, а также внесет в нее элемент забавности и удовольствия, раскрасит занятие с детьми яркими красками. Необходимо, также отметить, доступность упражнений на мячах для людей различных возрастных групп, различных уровней подготовки физической выносливости, возможность проведения оздоровительных занятий для детей с некоторыми видами заболеваний. Фитболтерапия, ее полезные свойства: 
  • опорно-двигательному аппарату занимающегося приходится преодолевать меньший вес и, следовательно, он подвергается меньшей нагрузке. Часть массы тела фактически принимает на себя мяч; 
  • вестибулярный аппарат ребенка непрерывно стимулируется постоянным поиском точки равновесия; 
  • работа на мяче и овладение различными приемами координации движений сохранения равновесия помогают избегать травм; 
  • использование мяча развивает сенсорные ощущения занимающего; 
  • благодаря форме мяча движения в процессе тренировок могут выполняться без напряжения при полном контроле со стороны ребенка. Например, выпрямление позвоночника — важнейшее упражнение для программы — может выполняться без риска растяжения;
  • тренировка с мячом может проводиться в любом месте — дома или на занятиях в центре.
По воздействию фитболтерапия схожа с ипотерапией – лечением верховой ездой. Сидящему на лошади или на мяче необходимо постоянно удерживать равновесие, и в этом процессе задействоаны множество мышц. Колебания мяча стимулируют работу желудка, печени, коры надпочечников, почек, усиливают перистальтику кишечника, функции желудка, печени, функцию коры надпочечников. Также, импульсы получает и головной мозг, в результате чего ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей.Вот некоторые преимущества от занятий: 
  1. Упражнения на мяче помогают выровнять осанку и справиться с проблемами позвоночника. Существуют специально разработанные комплексы для укрепления мышц спины. Благодаря регулярным тренировкам с фитболом мышечный корсет становится крепким и позвоночник естественным образом выравнивается. 
  2. Физические нагрузки по ходу выполнения упражнений на фитболе распределяются на все тело, повышая силу разных групп мышц. При тренировке на мяче не нагружаются мышцы нижних конечностей, поэтому фитбол отлично подходит для людей пожилого возраста, беременных и для людей с лишним весом; 
  3. Улучшается обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 
  4. Данный вид фитнеса хорошо тренирует вестибулярный аппарат. Даже, если использовать спортивный инвентарь исключительно для укрепления пресса, вам все равно придется держать равновесие. На фитболе невозможно заниматься без концентрации и напряжения множества мышц тела. С опытом, во время занятий вы перестанете замечать, что мышцы находятся в постоянном тонусе и сможете легко выполнять несколько упражнений без потери равновесия.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия - процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п. При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка. 

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт и позволяют нам взаимодействовать друг с другом, участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Достаточно представить на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут, либо станут настолько сильными, что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку. Для примера: допустим, что у человека пропал слух, либо наоборот: звуки стали настолько резкими и громкими, что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма, а также других заболеваний, включающих в себя синдром задержки психомоторного развития. 

Понимание влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Вертикализатор (стендер)

Вертикализатор (стендер) — это вспомогательное устройство, позволяющее людям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя и лежа (лёгочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии). 

Назначается больным со следующими диагнозами: поражения спинного мозга, физические травмы головного мозга, ДЦП, расщепление позвоночника, мышечная дистрофия, рассеянный склероз, инсульт и т.д. 

Типы вертикализаторов: 

  1. Передний вертикализатор — вертикализатор, находясь в котором пациент опирается на живот. Большинство вертикализаторов относятся к переднему типу. 
  2. Задний вертикализатор — вертикализатор, находясь в котором пациент фиксируется на опоре под спину и постепенно поднимается из положения лежа. Назначается пациентам с серьёзными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также не способным самостоятельно держать голову. 

Вертикализатор позволяет эффективно улучшить и стабилизировать показатели сердечно-сосудистой системы, нормализовать процесс дыхания, улучшить подвижность мышц, активизировать работу и улучшить иннервацию опорно-двигательного аппарата. 

Применение реабилитационной установки вертикализатор позволяет одновременно достичь нескольких целей: 

  • восстановить мышечную силу ног, избежать атрофии мышц;
  • восстановить навыки ходьбы; 
  • мобилизовать пациента посредством вертикализации;
  • плавно адаптировать сердечно-сосудистую систему к физическим нагрузкам;
  • предотвратить пролежни, пневмонию, нарушения мочеиспускания и другие осложнения, связанные с длительной неподвижностью.

Арт-терапия

Арт-терапия - направление, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает И.В. Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни". 

Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом. 

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. 

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. 

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. 

Для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. 

Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. 

При рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. Рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления). 

В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. 

Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. 

Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Игровая терапия

Игровая терапия - разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать взрослому или ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой / индивидуально специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка. 

Игротерапия также является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми. Метод может считаться эффективным, если ребенку удаётся играть раскрепощено и с радостью. 

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в этот период широко используется метод игротерапии. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игры, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре. 

Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений. 

Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации: 

  1. безоговорочная симпатия к ребёнку; 
  2. минимальное количество ограничений; 
  3. активность самого ребёнка; 
  4. добровольность участия в игре; 
  5. непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность. 
  6. предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир. 

Таким образом, использование метода игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным.

 

Записаться на занятия

Имя
Укажите имя

Телефон(*)
Ошибка в номере телефона

Хочу помочь детям

Контакты

Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Социалистическая, д.37

+7 (34783) 2-02-00

+7 (917) 797-82-40

krc-family@mail.ru

ПН-ПТ / 10:00-20:00

СБ / 10:00-14:00

©2018 Коррекционно-развивающий центр «Семья»

Поиск